АЛХН: Антон, с какого возраста ты в спорте и почему ты выбрал хоккей?

Антон Чечулин: В хоккей меня привел мой дедушка, когда мне было всего три. Рядом с нашим домом на улице Северной был каток, именно там я и ощутил впервые лед под коньками. До сих пор помню мои первые коньки, они были с двумя лезвиями для устойчивости. Ни о каких виражах и думать было нечего. Ну а чтобы было не больно падать, сзади дедушка привязывал мне подушку. Будучи уже постарше, меня познакомили с моим будущим первым тренером, Валерием Ивановичем Носковым, который пригласил меня в свой набор 1992 года рождения. Начинали мы тренироваться на открытом корте Центрального стадиона, а после открытия Концертно-Спортивного комплекса, постепенно переехали на новую арену. Одновременно с хоккеем я занимался бальными танцами. Но, мне хоккей показался более эмоциональным, более зрелищным. Я не мог забыть эмоции, которые тебя переполняют, после заброшенной шайбы в игре. Это и стало основной причиной, по которой я выбрал хоккей. Конечно, с возрастом восприятие игры меняется и понимаешь, что это не просто игра, а процесс, объединяющий большое количество единомышленников. Фактически это большая хоккейная семья.

АЛХН: Антон, кто для тебя в детстве был кумиром? На кого из хоккеистов того времени ты хотел быть похож?

Антон Чечулин: В то время, я не сильно задумывался об этом. Да, я собирал какие-то карточки с игроками НХЛ, плакаты. Тогда это было все трудно достать. Помню, у меня была карточка Джонотана Чичу, хоккеиста из команды «Сан-Хосе Шаркс». Мы больше старались смотреть за более мастеровитыми игроками и пытались перенять лучшее, что они показывали в своей игре. В нашей городской команде «Кедр» мы следили за нашими лидерами - Малышевым, Галиахметовым, Старковым, Карепановым. И конечно же, старался не пропускать все важные трансляции хоккейных соревнований по телевидению – Чемпионаты Мира, Олимпиады. Впервые я попал на большой хоккей еще во времена высшей лиги в Омске, во время проведения серии плей-офф с Магнитогорском. Хоккей там конечно был совсем другого уровня в отличие от того, что я видел раньше, вживую. Я был очень впечатлен.

АЛХН: А сейчас кто для тебя идеальный хоккеист в мире?

Антон Чечулин: Я бы назвал целый ряд игроков, которые по-настоящему представляют образ и тенденции современного хоккея. Это Александр Овечкин из «Вашингтон Кэпиталз», Остон Мэтьюс из «Торонто Мэйпл Лифз», Конор Макдэвид из «Эдмонтон Ойлерс». Последние два – это именно те хоккеисты, которые близки к идеалу. Они обладают великолепным катанием, отточенным владением клюшкой и великолепным видением игровой площадки.

АЛХН: Расскажи поподробнее про свою хоккейную карьеру.

Антон Чечулин: Хоккейную карьеру я начинал с командой ребят 1992 года рождения. Это был очень хороший, сильный коллектив, из его состава много ребят продолжили свой хоккейный путь на хорошем, высоком уровне. Это Никита Лукин, Евгений Соловьев, Лев Аристов, Владимир Манухин, Руслан Марданов. Это известные хоккеисты в нашем городе. В 11 лет меня пригласили на просмотр в город Тюмень. Тренеру я понравился, съездил с командой на международный турнир в Подольск. Выступили не плохо. Так я закрепился в тюменской команде и провел следующие пять лет именно там. За это время мы выиграли Чемпионат России, дивизиона Урал-Западная Сибирь, по своему возрасту. Так же были призерами в соревнованиях Федеральных округов.

Одновременно с первенством России, меня начали подключать к тренировкам и играм юношеской сборной России, а также местной, тюменской, команды высшей лиги «Газовик». Это был очень интересный и полезный опыт. Но, к сожалению, в конце сезона мне пришлось переехать в Москву, что в корне изменило мою жизнь.

В первое время, было очень не просто приспосабливаться к другому формату жизни. Но мне повезло, Левицкий Александр Георгиевич, тренер ЦСКА-1993, помог мне освоиться и влиться в ритм тренировок. Там я познакомился с Михаилом Науменковым, Михаилом Григоренко. Жили с ними вместе в интернате, тренеровались с командой «Красная Армия», в которой тогда играли Никита Кучеров, Никита Гусев, Игорь Ожиганов.

После ЦСКА удалось съездить ненадолго в Канаду, в тренировочный лагерь Сан-Хосе. Это было незабываемо, находится с легендами, с настоящими профессионалами бок о бок в одной раздевалке. Я был под огромным впечатлением. Но, к сожалению, это был очень короткий период. И хотя было все достаточно спонтанно, я понял, что это именно то место, куда нужно стремиться любому хоккеисту. Это действительно сильнейшая лига мира.

Дальше я оказался в системе команды МХЛ «Атлант» из подмосковного города Мытищи. Первый сезон получился не очень удачным. Помню, что мы вышли в плей-офф и играли против «Красной Армии». Там ребята уже имели опыт игр в чемпионате КХЛ. Уровень был очень серьезный.

Лучший результат в «Атланте» был третье место в сезоне 2010-2011 МХЛ. Меня начали подключать к играм основной команды «Атлант», но потом, к несчастью, начались травмы и как результат, почти полтора сезона было потеряно.

Пришлось менять клуб. Я отправился в краснодарскую «Кубань». Там я провел один сезон. Большую часть времени играл за молодежную команду в МХЛ-Б, к играм в команде ВХЛ уже подключали очень редко. С командой удалось выйти в финал, где играли серию с «Локомотивом». Мы выиграли золотые медали, стали чемпионами. Летом того же года начали готовиться к сборам на следующий сезон в ВХЛ. Но мне пришлось расторгнуть контракт по здоровью, и я принял решение вернуться в родной город.

 

Да, было тяжело заканчивать на такой ноте, но я ни о чем не жалею. Это был хороший и интересный период жизни, наполненный событиями. Разъезды, тренировки, матчи, арены, новые знакомства. Это воспитывает характер, самостоятельность. Наверное, это то, к чему нужно стремится молодым людям, а не просаживать жизнь, сидя на лавочке в дворе. Очень приятно видеть тех ребят, с которыми мы играли и они до сих пор в хоккее. Карьера хоккеиста очень непредсказуема и может закончится в любой момент… Желаю, чтобы они играли подольше, получали кайф от хоккея.

АЛХН: Антон, ты побывал в системе Сан-Хосе. Насколько разнится подход к тренировочному процессу в России и Северной Америке?

Антон Чечулин: Я не могу сказать, что тут или там лучше. Это сложная философия. Тут скорее разница в подходе. В Северной Америке это более индивидуальный подход к каждому игроку, выявление оттачивание тех или иных сильных качеств игрока. Мощная общефизическая и ледовая подготовка. Стереотипы, что Российский хоккей – комбинационный, а Канадский – «бей, беги» уже давно не актуальны. Все прогрессируют, все учатся, все стараются вносить в игру что-то новое.

Да, вспомнил одно важное отличие, канадские дети начинают позже принимать участие в турнирах. Сначала им ставят катание, потом дают технику владения клюшкой, а уже потом они начинают осваивать тактику и игру против соперника. Конечно, надо отметить, что хоккей там, это стиль жизни. Катки там в каждом дворе, ребята с детства приучены ко льду. У нас ситуация тоже идет в лучшую сторону, строится много арен, внутри дворовых катков. Мы идем в том же направлении.

 

АЛХН: Почему ты все таки решил остаться в хоккее и занялся тренерской деятельностью?

Антон Чечулин: Можно долго рассуждать на эту тему, но мое мнение, что хоккей – это интересно, это увлекательно, это целая жизнь. Я не понимаю, как можно проиграв полжизни в хоккей выйти из того? Сказать, «все, мне надоело». А сейчас я вижу как на моих глазах растут хоккеисты, вижу их победы и поражения, разделяю их эмоции. И я переживаю все заново…

АЛХН: Было сложно перестроиться из игрока в тренера? Какие воспоминания о своем первом тренерском опыте? Было ли волнение?

Антон Чечулин: Без сомнения, было волнительно и трудно выходить на лед в новом амплуа. Поначалу пытался предъявлять к ребятам требования, которые предъявлял к себе. Но потом, я успокоился и стал работать с теми ошибками и недочетами, которые видел. Подсказывали старшие тренера, имеющие большой опыт за плечами. С детьми нужно ведь как с взрослыми, лучше сесть и спокойно поговорить, объяснить. Если будет такой подход, ребенок не закроется и будет готов дальше совершенствоваться.

Работа тренера, это не только тренировочный процесс, это и администрирование и техническая поддержка: где- то клюшку подмотать нужно, где-то коньки наточить или форму подшить. Юные хоккеисты на это особого внимания не обращают, приходится и вне льда наводить порядок. Ведь если порядок будет в раздевалке, то он будет и в игре. Все взаимно связано.

АЛХН: Какие эмоции после твоего первого выпуска ребят 2004 года рождения?

Антон Чечулин: Вы знаете, мне очень нравится то, что они практически все остались вместе. Они продолжают общаться друг с другом, собираются компанией, отдыхают. Особенно отрадно видеть, что даже после выпуска из школы, они остались в хоккее, играют у нас в первенстве, даже те, кто уехал в другие города - Екатеринбург, Пышму. Так или иначе, для кого-то хоккей – это хобби, для кого-то – профессия, для кого-то это смысл жизни. Но, так или иначе, он, хоккей - связующее звено между людьми.

АЛХН: Как изменилась твоя жизнь с появлением семьи, ребенка? Хоккей ушел на второй план?

Антон Чечулин: Конечно, для меня моя семья теперь основной смысл жизни. Начинаешь задумываться о времени. Порой лучше пропустить тренировку в качестве игрока и побыть с малышом, с женой. Но он не стал вторым планом, он идет параллельно в моей жизни, оставаясь ее неотъемлемой частью.

АЛХН: На данный момент ты тренер основной команды города, тренируешь ребят нескольких возрастов, еще проводишь тренировки с городскими любительскими командами - это команда «Альянс», сборная города. Насколько сильно отличается тренировочный процесс в каждом отдельном случае?

 

Антон Чечулин: Конечно, главное отличие в эмоциональной, технической подготовке. Взрослым ребятам, таким как Григорий Крючков, объяснять уже ничего не надо. У него огромный опыт, прекрасная техника владения шайбой. Он понимает, что и как надо делать на льду, куда отдать пас или где его ждать. С ними нет «возни» в техническом и тактическом плане. С детьми же наоборот, их нужно постоянно подправлять, чтобы задать «вектор движения». Эмоционально подпитать, чтобы не отбить желание играть, а наоборот создать тот фундамент, чтобы он смог продолжить свой путь в профессиональной команде.

Касаемо любителей: мне нравится, что они все до одного стараются освоить за короткий срок то, что дается годами. Они все здорово прогрессируют. Но порой сложно увидеть этот прогресс в условиях соревнований. Как бы ты не тренировался, очень сложно соперничать с человеком, прошедшим школу хоккея. В какие-то моменты такие вещи эмоционально тяжело пережить, и точно так же нужно уметь подбодрить человека, сохранить в нем желание двигаться дальше.

На самом деле, невозможно сказать, где проще, везде есть свои сложности. Но это интересно. Приходится постоянно включать голову, перестраиваться, чтобы дать максимум того, что можешь. Но, что с детьми, что с любителями, важно научить правильно двигаться с самого начала, владеть клюшкой, уметь отдавать пас и принимать его. Без этого никакие успехи командные не возможны.

АЛХН: Почему для тебя интересен любительский хоккей? Как для тренера или как для игрока?

Антон Чечулин: Любительский хоккей это тот же самый хоккей, те же поездки в другие города, накал борьбы, то же движение, та же жизнь. Посмотрите на ночную лигу. Там люди никогда не закончившие школу хоккея, бьются с такой самоотдачей, что диву даешься. А финалы в Сочи. Это тоже праздник, настоящий. Мне очень интересно наблюдать за любым уровнем хоккея, это дает мощный эмоциональный заряд. Как можно быть равнодушным к этому?

АЛХН: Спасибо за интересное интервью. И последний каверзный вопрос. Пас или бросок.

Антон Чечулин: Пас.